Уникальность информации как ресурса
Особенностью понятия «информация» является его универсальность - оно используется во всех исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.
Она неотчуждаема и нерасходуема в процессе потребления. В процессе фундаментальных взаимодействий, между объектами может происходить взаимодействие, при котором от одного к другому переходит некоторая субстанция и при этом потери одного не совпадают с приобретением другого. Такое взаимодействие является несимметричным. В предельном случае несимметричного взаимодействия при передаче субстанции между объектами один из них ее приобретает, а другой не теряет. Изменение количества энергии и вещества при этом естественно, будут иметь место, поскольку данный акт взаимодействия имеет в своей основе комбинацию фундаментальных видов взаимодействия обеспечивающих перенос субстанции. В отличие от материи и энергии информация может создаваться и исчезать.
Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией. Из этого определения следует два уникальных свойства информации. Первое – информация не может существовать вне взаимодействия объектов. Второе – она не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.
Информация – категория нематериальная, следовательно, она должна быть связана с какой-то материальной основой, без этого она просто не сможет существовать. Материальный объект или среду, которые служат для представления или передачи информации, называют ее материальным носителем (бумага, диск, воздух, электричество и т.п.).
В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями. Информацию можно рассматривать как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией часто употребляется понятие “данные”.
Данные могут рассматриваться как сведения или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо или при решении какой-либо задачи, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. В дальнейших рассуждениях будет важно различать внешние и внутренние данные по отношению к объекту, участвующему в информационном процессе.
Проиллюстрируем разницу между введенными понятиями. Законодательный акт, подготовленный Думой, представляет собой внешние данные для такого участника информационного обмена, как фирма. Во многих случаях такой документ будет восприниматься и пониматься по-разному разными участниками информационного обмена. Поэтому для исключения разночтений существует механизм подзаконных актов или внутрифирменных инструкций по применению. Внутрифирменная инструкция, основанная на законодательном акте, представляет собой внутренние данные. Поскольку во многих случаях исходный законодательный акт и соответствующие ему подзаконные акты сильно различаются, деление данных на внешние и внутренние оказывается не только правомочным, но и полезным при анализе информационных процессов.
Наряду с терминами “информация” и “данные” используется термин “знания”. Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Можно сказать, что знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие строить логические рассуждения, решать задачи в данной области. Знания помогают нам предугадывать события.
Похожие работы:
- Уникальность информации как ресурса
Особенностью понятия «информация» является его универсальность - оно используется во всех исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, меди...
- Способы доведения информации до потребителя. Правовое регулирование рекламы как особой формы доведения информации о товарах (работах и услугах)
Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что рассмотренные категории информации могут быть переданы до потребителя определенными способами.
Информация об изготовителе (исполнителе, пр...
- Определение информации
Понятие «информация» произошло от латинского informatio, что означает: а) ознакомление; б) представление; в) понятие (в прямом значении этого слова, то есть - взятие нового, соотнесение со старым знан...
- Источники информации
Стоимость восприятия характеристик меняется в зависимости от природы товаров. Нельсон (Nelson, 1970) проводит разграничение между товарами, обладающими внешними качествами, и товарами с внутренними ка...
- Сбор информации
Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. При проведении опросов встают сразу четыре крупные проблемы. ...